Контакты

<>tour

Адрес: Армения,город Ереван Г. Нерсисянa1


Телефон: +37498-88-23-23

E-mail: samlucytour@mail.am

Ереван — столица Республики Армения

Географическое положение

Ереван находится в северо-восточной части Араратской равнины, расположенной в центральной части Армянского нагорья. Плато, на котором расположен Ереван, с трёх сторон окаймлено горами — на северо-западе находится гора Арагац, на севере — Канакерское плоскогорье, а на востоке — Гегамские горы. К югу Ереванская котловина спускается в долину реки Аракс, за которой возвышается массив Большого и Малого Араратов. Рельеф Еревана отличается большим разнообразием, колебания высот в его черте достигают 400 метров. Через город, в живописном ущелье, протекает река Раздан. Особенности рельефа, климат, изучение розы ветров на этом горном плато легли в основу первого генерального плана Еревана, созданного академиком архитектуры А. Таманяном в 1924 году. По этому плану Ереван был задуман как город с радиально-кольцевой планировкой центра, сохранявшей исторически сложившиеся направления магистралей и значительные памятники истории и культуры. Все последующие генеральные планы и проекты застройки Еревана, в основном, продолжали идеи А. Таманяна.

Климат

Климат умеренно-континентальный, засушливый. Лето жаркое и сухое, зима относительно мягкая и малоснежная (впрочем, в некоторые суровые зимы средняя температура самых холодных месяцев опускается даже ниже −10 °C). Осень долгая и тёплая, вплоть до середины ноября стоит тёплая погода. Весна начинается с марта. Особенностью климата Еревана являются большие суточные колебания температуры; так, лето в Ереване очень жаркое по средней температуре (26,2 °C для июля), а ночами, вместе с тем, холодает на 15 °C по сравнению с днём. В меньшей степени (за счёт гораздо меньшей высоты Солнца и меньшей протяжённости светового дня) этот процесс протекает и зимой.

Округа Округ Население Площадь Кварталы Ачапняк
Աջափնյակ 125 800 25 km² Ачапняк, Норашен, Назарбекян, Силикян, Лукашин, Ваагни, Анастасаван, Черемушки Арабкир
Արաբկիր 150 200 12,35 km² Новый Арабкир (Комитас), Айгедзор, институт им. Мергеляна, Райком Аван
Ավան 50 400 8,37 km² Аван (Варужан, Дурян, Чаренц, Исаакян, Ованнисян, Саят-Нова, Брюсов, Туманян), Аван-Ариндж, Агни Анк Давидашен
Դավթաշեն 50 500 6,71 km² Давидашен, Северный Давидашен Эребуни
Էրեբունի 126 200 48,41 km² Эребуни (массив), Нор-Ареш, Саритах, Вардашен, Мушаван, Верин Джрашен, район ж/д вокзала, Бутания Канакер-Зейтун
Քանաքեր-Զեյթուն 102 700 8,10 km² Канакер, Новый Зейтун, Монумент Центр
Կենտրոն 179 100 14,20 km² Малый Центр, Норагюх, Новая Киликия, Айгестан, Конд Малатия-Себастия
Մալաթիա-Սեբաստիա 158 700 25,80 km² Новая Малатия, Бангладеш, Шаумян, Араратян, Ахтанак Норк-Мараш
Նորք-Մարաշ 14 600 4,60 km² Норк, Норк-Мараш Нор-Норк
Նոր Նորք 132 100 14,47 km² Нор-Норк, Джрвеж, Багреванд Нубарашен
Նուբարաշեն 9 300 18,11 km² Нубарашен Шенгавит
Շենգավիթ 146 100 4,05 km² Нижний Шенгавит, Верхний Шенгавит, Нижний Чарбах, Верхний Чарбах, Норагавит, Аэрация

      Флаг

 Флаг Армении 

Флаг Арме́нии — государственный символ Республики АрменияФлаг представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равных горизонтальных полос: верхней — красного, средней — синего и нижней — оранжевого цвета. Отношение ширины флага к его длине 1:2. Флаг Армении был принят Верховным Советом Республики Армения 24 августа 1990 года. А 15 июня 2006 года, Национальное Собрание Республики Армения приняло новый закон „О государственном флаге Республики Армения“. Имеется много интерпретаций значения цветов флага, из них наиболее широко принята следующая: красный цвет символизирует кровь, пролитую армянами при защите своей страны, синий символизирует природу страны, а оранжевый — национальную смелость и трудолюбие.

В Конституции Республики Армения утверждены следующие значения цветов:


Красный цвет символизирует Армянское нагорье, постоянную борьбу армянского народа за существование, христианскую веру, свободу и независимость Армении. Синий цвет символизирует стремление армянского народа жить под мирным небом. Оранжевый цвет символизирует созидательный талант и трудолюбие армянского народа.

Герб

 Герб Армении

Герб Армении — один из государственных символов Армении. Был принят 19 апреля 1992 года Верховным Советом Армении и уточнён законом от 15 июня 2006 года.

Герб составляют следующие элементы: Щит — в центре — гора Арарат, которая является символом армянской нации, на её вершине Ноев ковчег, поскольку согласно библейской легенде ковчег после потопа остановился именно на этой горе. Щит разделен на 4 секции, которые символизируют четыре независимых армянские царства в истории Армении:

Лев и Орёл, которые поддерживают щит, являются царями животного мира и символизируют собой мудростьгордостьтерпение и благородство. В течение многих столетий они были символами царских семей. Основной цвет герба Армении — золотистый, царств исторической Армении: вверху слева — красный, вверху справа — синий, внизу слева — синий, внизу справа — красный, а изображенная в центре на щите гора Арарат — оранжевого цвета. Указанные цвета традиционно использовались в гербах и стягах царских династий Армении и аналогичны цветам флага Республики Армения.

Внизу щита находятся еще пять важных элементов. Разорванная цепь означает свободу и независимость, меч — власть и силу нации, пшеничные колосья — трудолюбивую натуру армян, ветвь — интеллектуальное и культурное наследие армянского народа. Трехцветная лента означает Флаг Армении.

Гимн

Гимн Армении — композиция „Наша Родина“ (арм. Մեր Հայրենիք, „Mer Hayrenikh“, дословно — „Наше Отечество“).Утверждён 1 июля 1991 года решением верховного совета Республики Армения. Фактически используются первая и четвёртая строфы гимна. За основу взят гимн Республики Армении 1918—1920 годов (первой республики). Автор стихов — Микаэл Налбандян (18291866), автор музыки — Барсег Каначян (18851967).

Про Ереван / Аэропорт "Звартноц" 

Аэропорт «Звартноц» - уникальное архитектурное сооружение, сдан в эксплуатацию в 1980 году. Сегодня Ереван своими воздушными линиями связан со многими городами мира. Это - западные воздушные ворота города. 21 июля 1938 г. из Ереванского аэропорта (ныне «Эребуни») был совершенпервый полет по маршруту Ереван-Тбилиси, а с 25 декабря того же года начались регулярные рейсы. В 1945 г. самолет «СП-47» с того же аэропорта взял курс на Москву. В 1959 г. началось строительство западного, нынешнего аэропорта «Звартноц».
Здание аэропорта круглое, похожее на усеченный конус, диаметр основания равен 200 метрам. В центральной части здания грибообразно устремляется ввысь корпус, где размещены ресторан и диспетчерская служба. Это самая высокая точка, откуда видны летное поле и вся территория аэропорта. Аэропорт «Звартноц» насыщен современной техникой, созданы все условия и возмпжности для обслуживания пассажиров и безопасности полетов. Талантливые авторы этого прекрасного сооружения архитекторы А. Тарханян, С. Хачикян, Л. Черкезян, Ж. Шехлян, конструктор С. Багдасарян.
С аэропорта «Звартноц» по Эчмиадзинскому шоссе направляемся в Ереван. У села Аргаванд, с правой стороны дороги, на возвышенности на монолитном постаменте из многоцветного туфа стоят три высокие арки, на фронтоне которых во всю ширину раскинул свои могучие крылья бронзовый орел, а сзади него - вечное, величественное и яркое солнце. Это изображение древнего армянского герба. символ западных ворот сегодняшнего Еревана.
С левой стороны - монумент мифическому герою Ваагну-армянскому языческому богу войны и огня. «Родило море пенистое, и новорожденный младенец Baaгн встал на борьбу с вpaгом, eгo сильные руки опутаны драконами, однако он непреклонен, полон решимости и веры в победу».
Дорога ведет к Еревану. С левой стороны - центральная автостанция, откуда пассажиры направляютсяв разныe города и районы республики. А дальше - многоэтажные жилые дома. На той же стороне, на возвышенности-комплекс Ереванского коньячного завода. Производство коньяка в Армении началось 120 лет назад - в 1887 году в Ереване.
Удачное сочетание высококачественной классической технологии с местными сортами винограда, особенности климатических условий Араратской долины, атакже богатый опыт и знания мастеров коньячного дела обеспечили заслуженную славу армянским коньякам. Перед нами открывается панорама живописного Разданского ущелья: мост «Ахтанак» («Победа»), центральный стадион «Раздан») на 75 тысяч зрителей, десятки многоэтажных зданий и строений. На другой стороне ущелья возвышается величественная трехкупольная церковь св. Саркиса (XIII в.) с прекрасными барельефами, которые составляют своеобразную архитектурную гармонию и органически сливаются с прекрасной природой. По другую сторону моста «Победа» находится великолепное здание бывшего винного комбината треста «Арарат», которое построено по проекту народного архитектора СССР Рафаеля Исраеляна.
На западной стене здания читаем следующую надпись: «Здесь В 1817 г. в присутствии автора впервые поставлена бессмертная комедия великого русского писателя Апександра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума».


Армянский народ- один из древнейших современных народов. Он пришёл в мир изтакой глубины веков, когда не только не существовали современные намевропейские народы, но и едва зарождались народы античной древности - римляне и эллины.
 
Названия страны Arminia и народа Armina встречаются впервые в клинописяхперсидского царя Дария I, правившего в 522-486 гг. до н.э.. Армины этих надписей, называемые у Геродота арменами, были, как полагает одна из гипотез современной науки, индоевропейским народом, переселившимся на своюновую родину из Европы черед Малую Азию. Примерно в XII веке до н. э. индоевропейские предки современных армян, вместе с родственными им фрако-фригийскими племенами, переселились из Фракии в Малую Азию и около шестисотлет жили здесь рядом с хеттскими народами. 3атем они двинулись на восток и утвердились в западных и юго-западных областях Армянского нагорья.
 
Другая гипотеза относит возникновение праармянских племенных союзов на
территории Армянского нагорья к IV-III тысячелетиям - до новой эры, а
прародиной индоевропейских народов называет Малую Азию, Армянское нагорье изападную часть Иранского Нагорья. Пришельцами, по этой гипотезе, были в VIIвеке до н. э. фрако-фригийские племена, которые под давлением «народовморя», форсируя Евфрат, заселили юго-западную часть Армянского нагорья |ижили здесь рядом с праармянскими и другими племенами.
 
Само название армян - хай (hai) , по предположениям, произошло от названиянарода - хайасы. Страна Хайаса и народ хайасы упоминаются на глинянойхеттской таблице, относящейся ко второму тысячелетию до нашей эры, она быланайдена при раскопках столицы хеттского государства - Хаттушаш.
 
Территорию древней Армении ассирийцы во втором тысячелетии до нашей эрыназывали «страной Наири» (страной рек), 60 разноплеменных мелких царств исотни городов входили в эту легендарную страну.
 
В первом тысячелетии до н. э. ассирийские клинописи уже говорят об урартах,потому что в начале IX в., после объединения племён «страны Наири»,образовалось могущественное царство Урарту со столицей Тушпа (Ван).
 
В течение IX-VI веков до н. э. народами Урартского царства была создана
своеобразная и сравнительно высокая древняя цивилизация, определившая
культурное будущее древней Армении. О высотах этой цивилизации
свидетельствует не только существование письменности, заимствованной из
вавилоно-ассирийской клинописи, но и развитие земледелия, скотоводства и
металлургии, а также высокая техника строительства крепостей-городов. Однаиз них, Эребуни, основанная в 782 году до н. э. одним из первых урартскихцарей Аргишти, находится на территории современного Еревана, имя котороговосходит к этому древнему названию. Другая - Тейше-баини, также находитсяна территории Еревана (холм Кармир-Блур), она была основана Руса II (685-645) - последним царём Урарту. Агония Урартского царства, начавшаяся врезультате войн с Ассирией, пришлась на 590-580 гг. до н. э., вскоре Урарту навсегда покидает арену истории.
 
После Урарту эстафету истории на этой земле приняло древнее Армянское
царство. Еруанд, Тигран Ервандуни - имена первых армянских царей, это ужебыли представители индоевропейских арменов. Последние, смешавшись саборигенами-хайами и урартами, образовали с течением веков народ древнейАрмении. Известно также, что при первых Ахеменидах, персидских царях Кире(550-529) и Камбизе (529-522), армяне, объединённые под властью царя, былив союзных и вассальных отношениях с могущественным персидским государством,сменившим царство мидян. Позднее, после неудачного восстания против ДарияГистапа, армянское царство, как и другие вассальные царства Персии,вынуждено было довольствоваться статусом сатрапии. Господство древних персов в Армении длилось более двух столетий (550-330
гг. до н. э.)
 
О жизни древней Армении в эпоху Ахеменидов имеются некоторые сведения уКсенофонта (V в. до. н. э.), который в своём «Анабасисе» описал в качестве
очевидца отступление десяти тысяч греков через Армению к Чёрному морю в 401-400 годах до н. э. Главными занятиями армян, как следует из его
свидетельства, являлись земледелие, скотоводство и садоводство. Отступавшиечерез Армению греки находили повсюду в деревнях Армении обильные запасысельскохозяйственных продуктов: пшеницу и ячмень, стручковые плоды, изюм,ароматные вина, свиное сало и разные масла - кунжутное, миндальное ифисташковое. Упоминается также ячменный напиток, похожий на пиво, которыйтянули из кувшина через тростинку. Из домашних животных упоминаются в «Анабасисе» козы, овцы, быки, коровы, свиньи, куры и лошади.
 
Страбон (I в. н. э.) сообщает, что «Армения имела прекрасные пастбища для
лошадей, в чём она не уступала Мидии, так что несайские лошади, которые
служили персидским царям, выводились и здесь, а армянский сатрап посылал
персу ежегодно по две тысячи жеребят для празднества Митры».
 
Завоевание Персии Александром Македонским в 330 году до н. э. и образованиена Востоке эллинистической монархии Селевкидов определило новую эпоху в политическом и хозяйственном развитии древней Армении. К началу этой эпохи территорию, населённую армянами, составляли три отдельные области: Большая, или Великая, Армения, центром которой стала Араратская равнина, Софена - лежавшая между Евфратом и верхним течением Тигра, и Малая Армения между Евфратом и верхним течением Ликоса. Ни одна из этих областей не была прочно
завоёвана ни при Александре Македонском, ни при его преемниках. После
возникновения Селевкидского царства эти три области также сохранили свою внутреннюю самостоятельность и управлялись местными династами, которых древние источники часто называют «царями» (базилевсами). Династы Армении платили Селевкидам лишь дань и в военное время поставляли войско
 
Селевкидское царство в 189 году до н. э. было завоёвано римлянами, Большая Армения освободилась от селевкидского господства. Местный династ Арташес объявил себя независимым царём Великой Армении Арташесом I, присоединив к ней области Малой Армении и все земли вокруг, где говорили на армянском языке. Присоединение же Софены к Великой Армении затянулось примерно на 70 лет, до времени Тиграна II
 
Важнейшим историческим событием начала царствования династии Арташесидов было завершение формирования армянского языка и окончательное этническое оформление армянского народа. Страбон свидетельствует, что в этот период весь народ, населявший Армянское нагорье, говорил на одном языке - армянском. Эллинистический мир и эпоха эллинизма служили могучему культурно- экономическому прогрессу Востока и привели к заметному перелому в жизни Армении. Чеканка в армянских царствах собственной монеты с греческими надписями - показатель усиления торгового обмена и денежного обращения в
Армении и всей Передней Азии. Именно в эту эпоху были основаны первые
города древней Армении, в их числе столица Великой Армении - Арташат
(Artахiasata, с греческого «радость Артаксия»). Расположившись на
магистральном пути к портам Чёрного моря, он стал не только политическим, но и важнейшим торговым центром древней Армении. Время его основания совпало со временем установления сухопутных торговых отношений с Индией и Центральной Азией и транзитных - с Китаем. Плутарх называет Арташат «Карфагеном Армении» и пишет о славе, которой пользовался в римском обществе этот крупный и красивый город.
 
Греко-персидские войны, великие смуты эпохи диадохов редко нарушали мирное развитие армянских областей, оставляя их в стороне от этих мировых событий. Армения копила запас сил - быстро росло её население, богатство страны в этот период отмечалось в греческих и римских хрониках. Наступил I век до н. э. - золотой век Великой Армении, время правления Тиграна Великого (95-55 гг.), I внука Арташеса I. Столицей государства стал Тигранакерт, расположенный на месте нынешнего Фаркина, ему предназначалось стать " одним из центров эллинистической науки, искусства и литературы. В нём жил выдающийся ритор той эпохи Амфикрат, изгнанный из 14фин. Плутарх описывает театр и приглашённую в Тигранакерт греческую труппу. Философ Метродор из Скепсиса, названный Плинием «ненавистником римлян», был ближайшим советником Тиграна. Эллинизм и греческий язык проникли в аристократию той эпохи настолько, что сын Тиграна и его преемник - Артавазд писал, по свидетельству Плутарха, речи и трагедии на греческом языке. Развивались торговля, ремёсла и промышленность, массового рабства не существовало, землю обрабатывали крестьянские общины.
 
Обширная империя Тиграна не была, конечно, целостным государством, это
была пёстрая смесь племён и народов, стоявших на различных ступенях
общественного и культурного развития. Империя охватывала большую часть
Передней Азии, она распространилась от Каспийского до Средиземного морей, от Месопотамии до реки Куры, вассалами были сопредельные государства и народы - Иберия и Цибания на севере. Парфия и арабские племена - на востоке и юге. В этих границах Великая Армения продержалась, однако, недолго. После поражения союзника Тиграна - Митридата Понтийского, она оказалась в одиночестве между могущественным Римом и усилившейся Парфией, напиравшими с
Запада и с Востока. В 69-66 годах до н. э. империя распалась. Под властью
Тиграна осталась лишь Великая Армения, которая была объявлена «другом и
союзником римского народа»
I - IV ВЕКА Н. Э.
ПРИНЯТИЕ АРМЕНИЕЙ ХРИСТИАНСТВА. РАЗДЕЛ ГОСУДАРСТВА МЕЖДУ РИМОМ И ПЕРСИЕЙ
 
Вступление Армении в новую эру, о приходе которой, впрочем, наши далёкие предки даже не подозревали, совпало с концом династии Арташесидов, правивших ею почти два столетия. Перешла в новую эру и созданная Арташесидами армянская государственность, которой в последующие два тысячелетия предстояли тяжелейшие испытания.
 
История первых четырёх веков новой эры для Армении - это история
постепенной утраты самостоятельности и раздела Армянского царства между двумя могущественными соседями - Римской империей и царством персов, сменившим в III веке государство парфян. Этому способствовала и внутренняя борьба в самой Армении, где соперничали два начала, влиявшие на армянскую культуру: более новое - эллинизм и традиционное - иранизм. Таким образом, перед Арменией стояла дилемма - либо слиться с Римской империей, под-даться романизации и потерять самостоятельность, как Галлия на Западе, либо открыто войти в состав Восточного мира и разделить его исторические судьбы.
 
До середины первого столетия на армянском престоле сменился целый ряд
правителей, угодных Риму и поддерживавших с ним вассальные отношения. Во второй половине столетия римское влияние в Армении начинает уступать
парфянскому - на армянский престол взошёл Трдат - основоположник новой,
Аршакидской династии. В ответ на это Нерон послал на Восток свои легионы. Несколько лет войны не принесли римлянам успехов и они вынуждены были принять символическое выражение покорности со стороны Армении: Трдат согласился лично прибыть в Рим, чтобы из рук Нерона принять знаки царского достоинства. Это была победа древней армянской дипломатии.
 
О поездке Трдата в Рим рассказывают многие античные историки - Тацит,
Светоний, Плиний. Ехал Трдат в сопровождении тысячи знатных армян и парфян, все расходы по этой поездке Римом были приняты на свой счёт, в Риме Нерон устраивал в честь Трдата пиры, сам играл перед гостем на кифаре и выезжал на арену в колеснице, что, впрочем, армянский царь не очень одобрил, найдя всё это не царственным занятием.
 
В заключение празднеств Нерон торжественно венчал Трдата на царствование, но никаких определённых обязательств армянский царь перед Римом не принял. Более того, он привёз с собою из Рима художников, мастеров и рабочих, а также деньги для восстановления разрушенных римлянами городов. Борьба между Римом и Парфией продолжалась весь второй век, Армения окончательно утвердилась в тесных пределах собственно армянских областей и отказалась от
притязаний на наследие Тиграна Великого.
 
В эту же эпоху столица Армении была перенесена из Арташата в Нор-Кахак
(Новый Город), позднее переименованный в Вагаршапат. Вся история этого
города связана с армянской церковью. 301 год - важная дата в национальной истории, Армения приняла христианство одной из первых в древнем мире, тогда же христианство стало её государственной религией. Престол Католикоса всех армян в 1441 году обосновался в столице - Вагаршапате, в монастыре Эчмиадзин (перевод этого слова означает место, куда «сошёл первородный»).
Вагаршапат c 1945 года переименован в Эчмиадзин.
 
Начиная с первой римско-персидской войны и в длинном ряду последующих
столкновений, являющихся в сущности одной, почти непрерывной войной в
течение столетий, Армения всегда была на стороне Рима. Однако союз этот
оказался гибельным для Армении после того, как последняя война римлян с
персами завершилась позорным для Рима миром. Империя уступила персам пять провинций и предоставила для разгрома верного союзника - Армению. Римляне и персы вскоре пришли к убеждению, что им незачем сохранять независимость Армении и решили разделить армянские земли между собою. Так в 428 году прекратило своё существование древнеармянское государство.
V-ХI ВЕКА.
 
В течение V-VI веков Армения оставалась разделённой между Восточно-Римской империей (Византией) и Персией. По разному сложились судьбы армянских земель - в византийской части была введена имперская администрация, в персидской, по словам историка Егише, - «царство перешло к нахарарам» (князьям), которые подчинялись правителю, назначаемому персидским царём. В этот тяжёлый период армяне сохранили себя и свою культуру благодаря мужеству и стойкости народа. Громадным подспорьем этому послужило великое изобретение начала V века - создание армянским учёным Месропом Маштоцем
национальной письменности.
 
Создан в нач. 5 в. Месропом Маштоцем с использовани-ем некоторых принципов греческого письма и, возможно, северо-арамейского. Читается слева направоФеодальный строй проник в обе части раздробленной Армении, постепенно она распалась на множество княжеств, к концу VII века их насчитывалось уже около пятидесяти. Наиболее влиятельными из них были княжества Мамиконидов, Багратидов, Арцрунидов
 
По разному складывались и вассальные отношения в византийской и персидской частях Армении. Западная Армения подчинилась власти единоверного императора и поддалась новой волне эллинизации, на Востоке росло недовольство персидским владычеством. В V-VI веках вспыхнул ряд восстаний народа. Это был протест против попыток искоренить в стране христианство и ассимилировать армянский народ. Наиболее значительное сражение произошло 26 мая 451 года на Аварайрской равнине, возглавил его полководец Вардан
Мамиконян, которому удалось собрать 66 тысяч воинов. В этом сражении, по
словам историка и очевидца Егише, «цветущие поля были залиты кровью» и
«сердце человека разрывалось при виде груд убитых». Девизом сражения стали вещие слова - «Смерть осознанная - это бессмертие». Позднее Вардан и все павшие с ним в бою были причислены армянской церковью к лику святых. Знаменитая Аварайрская битва была проиграна, однако, встретив упорное сопротивление, персы вынуждены были отказаться от посягательств на религию и самобытность армянского народа.
 
С середины VI века начинается постепенное расширение византийской Армении за счёт персидской. К началу VII века восточная граница византийской Армении доходила до озера Ван. Персия I; слабела и в 30-ых годах VII века была сокрушена арабами. По миру началось шествие новой религии - ислама. Образование Арабского Халифата - могущественного военно-феодального государства, стало на долгое время исторической реальностью, с которой вынуждены были считаться и мириться многие страны и народы древнего мира.
 
Опустошительные набеги арабов в 640, 642-643 и 650 годах, сопровождавшиеся грабежами, разорением и уводом жителей в плен, вынудили бывшую персидскую Армению признать власть Арабского Халифата, но на определённых условиях автономии и сохранения феодальных княжеств. В 652 году полководец и дипломат Теодорос Рштуни заключает выгодный для Армении договор. Армения становится провинцией Арабского Халифата, в страну был назначен наместник,
которого армянские историки называют «востикан».
 
Конец VII и начало VIII веков наполнены восстаниями народа против власти
Халифата, особую активность проявлял княжеский дом Багратидов, который в конце концов достиг своей цели в 744 году, когда Багратиды получили титул правителей Армении. В 859 году князь дома Багратидов Ашот получил в свои руки управление Арменией с титулом «ишхан-ин-ишхан» (князь князей). Употребив все силы для умиротворения страны, Ашот, человек способный и прозорливый, создал армию, укрепил власть, после чего Халифат уже не решился отказать ему в титуле царя. Но это произошло спустя четверть века фактического правления; в 885 году Ашот принял титул царя. Его признал также византийский император Василий I, приславший корону и дорогие подарки. Вслед за Багратидами добились самостоятельного княжества Арцруниды, Сюникские князья и другие. Страна разделилась на ряд княжеств, преследовавших свои интересы, весь этот строй отношений приобрёл характерные черты феодализма.
 
Историки изображают правление Ашота I как эпоху процветания Армении.
Соседние же армянские княжества продолжали истощать друг друга в постоянных войнах, которые справедливо назвать междоусобными. Во владениях Багратидов царило сравнительное спокойствие, воздвигались церкви, монастыри, больницы, в 961 г. столица была перенесена из Карса в Ани, который богател и рос. Соседи искали союза с сильными Багратидами, внутри страны развивалась торговля. Апогея своего блеска и могущества Багратидское царство достигло при Гагике I (989-1020 гг.). При нём также были основаны новые школы, больницы, завершена постройка собора в Ани, вызы-вающего и поныне восторг архитекторов и археологов.
 
С середины XI века армянское царство и княжества стали быстро клониться к упадку частью под влиянием междоусобных распрей, частью вследствие натиска Византии, получившей свободу действий после ослабления Халифата, частью под натиском новых завоевателей - турок-сельджуков, начавших свои походы против Армении во второй половине XI века. Армения вновь оказалась разделённой между мусульманским Востоком и христианским Западом, как когда-то между римлянами и персами. В последней четверти XI века она представляла бедственную картину. Страна была опустошена войнами и набегами, города разрушены, торговля прервалась, культуре был нанесён тяжкий удар. Некоторые армянские князья, уступившие свои владения Византии, получили взамен города и земли на далёком юго-западе империи, у Средиземного моря, в горах Киликийского Тавра. Киликия и явилась колыбелью, из которой выросло новое армянское царство - Киликийское, сохранившее традиции армянской культуры и
в течение ещё трёх столетий поддерживавшее армянскую государственность.
 



© Samlusytour

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz